spasatel.info@gmail.com RUEN Карта сайта
Аварийно-спасательная служба №1 Аварийно-спасательная служба №1 Тел: +7 495 212-92-97

Как спастись при пожаре в транспорте

12 марта 2020г.

Пожар в транспорте опасен ограниченностью пространства, малым количеством выходов, паникой пассажиров, ядовитыми веществами, которые выделяют при горении материалы обшивки. Кроме того, если речь идет об автомобиле, есть риск взрыва топлива в баке. У электротранспорта свои особенности – из-за оплавившейся изоляции металлические детали могут оказаться под напряжением. Кроме того, пожар в автобусе или троллейбусе начинается незаметно – где-то в недрах колесницы. А когда водитель или пассажиры почувствуют запах гари или дым, на спасение им остаются считанные секунды, в лучшем случае - минуты. Ждать пожарных некогда, надо выбираться самим.


Не паниковать


Это главное правило в любой экстренной ситуации. Отчаяние – совершенно непродуктивное состояние, оно ничем не поможет в беде, а драгоценное время – отнимет. Поэтому успокойтесь, сделав несколько глубоких вдохов, и оцените обстановку. Проще всего покидать салон через штатные двери. При первых признаках ЧП водитель должен остановиться и выпустить пассажиров. Если этого не произошло – водитель потерял сознание, неисправна приводы дверей, - у каждой из них есть кнопка аварийного открывания. Кроме дверей, автобус или троллейбус можно покинуть через вентиляционные люки в крыше – у них есть механизм аварийного сбрасывания, - или окна. По-хорошему в салоне должны иметься специальные молотки для разбивания стекол или приспособления для их выдавливания, но на практике они есть не всегда. Разбить автобусное стекло можно двумя ногами – например, повиснув на руках на поручнях, - или тяжелым твердым предметом.


Покидать горящую машину надо быстро, прикрыв рот и нос тканью, чтобы избежать отравления продуктами горения. Выбравшись наружу, помогите сделать то же самое другим. Отойдите подальше – топливо в автобусе может взорваться, да и стекла от жара, бывает, лопаются. Когда все спасены, можно сообщить о пожаре по телефону 112 или через водителей проезжающих машин. Обычно это делают в первую очередь, но огонь в транспорте – не тот случай. Более чем в половине случаев спасатели успевают приехать уже к тлеющему остову (междугородный автобус сгорает за две минуты), поэтому первоочередная задача – вывести из салона людей.


Небольшой пожар – например, тлеющую обивку сиденья, - можно потушить самостоятельно при помощи огнетушителя (они есть в салоне в обязательном порядке). Только доверьте использование прибора человеку, который умеет с ним обращаться, иначе вместо потушенного возгорания можно получить травмированных пассажиров. Тушить что-либо в транспорте водой – особенно в троллейбусе, трамвае и другом электротранспорте, - не рекомендуется, можно получить удар током.


Этот поезд в огне


Пожары в железнодорожных составах опасны в первую очередь ядовитыми веществами, образующимися при горении пластиковых элементов обшивки. По статистике, именно отравления составляют львиную долю травм, полученных пассажирами по время ЧП. Пожарная сигнализация у железнодорожников поставлена хорошо, машинист и поездная бригада обычно узнают о возгорании раньше пассажиров и принимают оперативные меры по спасению людей. Поэтому здесь главное – не паниковать самому, успокоить соседей и защититься от отравления.


- Опасная для здоровья человека концентрация вредных веществ в вагоне возникает где-то на четвертой минуте пожара. При этом для эвакуации пассажиров в спокойной обстановке требуется полторы минуты, - рассказали в МЧС.


Если вы заметили огонь или почувствовали запах дыма, необходимо первым делом сообщить об этом проводнику (в электричке – машинисту по имеющейся в каждом вагоне системе связи). Затем нужно разбудить спящих соседей и объяснить им, как действовать. Закрываем тканью нос и рот: подойдут смоченное водой полотенце, наволочка, одежда, - и идем на выход. Если дым сильный, передвигаться лучше на четвереньках - внизу воздух всегда чище. Открывать окна ни в коем случае нельзя – приток кислорода усилит горение.


В идущем поезде надо двигаться по направлению его движения – дым сносит в обратную сторону, - и спастись в соседний вагон. В стоящем – идите к ближайшему выходу и покидайте поезд по возможности с той стороны, где нет железнодорожных путей. Если двери заперты или проход к ним заблокирован, надо закрыться в купе или туалете (не на защелку, а просто затворить дверь), открыть или разбить окно и ждать помощи, привлекая внимание спасателей голосом и светом фонаря.


При эвакуации из вагона пропускайте вперед стариков и детей, помогайте им спуститься на землю. Оказавшись снаружи, не уходите далеко от поезда – спасатели будут искать вас в зоне железнодорожного полотна.


Под и над землей


Спасение из горящего вагона метро имеет свои особенности. Во-первых, не стоит пользоваться стоп-краном на перегонах – эвакуировать сотни людей из темного тоннеля намного сложнее, чем со станции. Лучше всего оставаться на месте, прикрыв нос и рот, пресекать панику и следовать командам машиниста. Он доведет поезд до станции, где уже будут ждать спасательные бригады.


Если же поезд остановился в тоннеле, нельзя покидать вагон без команды, не прикасайтесь к металлическим поверхностям, пока участок пути не обесточат. При необходимости идти до станции пешком не прикасайтесь к контактному рельсу – он находится от путей. Лучше всего идти между рельсами - там есть лоток, в который можно лечь, если поезд вдруг поедет. Другой способ спастись – прижаться к стене тоннеля.


При пожаре в самолете главное, что требуется от пассажиров – выполнять команды экипажа. Бортпроводники регулярное отрабатывают действия в нештатных ситуациях на тренировках, поэтому все, что требуется от пассажиров – не мешать им. Необходимо защитить органы дыхания, прикрыть открытые части тела одеждой от возможных ожогов и пресекать панику. Покинув самолет, отбегите подальше или ложитесь на землю – возможен взрыв топлива.


Будьте осторожны, берегите себя.