spasatel.info@gmail.com RUEN Карта сайта
Аварийно-спасательная служба №1 Аварийно-спасательная служба №1 Тел: +7 495 212-92-97

Новый порядок расследования аварий на объектах теплоснабжения

8 августа 2022г.

С 1 сентября вступают в силу новые Правила расследования аварий при теплоснабжении - соответствующее постановление Правительства РФ было принято 2 июня. В новой редакции Правил Ростехнадзор уточнил обязательные требования в области промышленной безопасности для источников тепловой энергии, тепловых сетей и потребителей, а также порядок расследования аварийных ситуаций на них. В преддверии отопительного сезона знакомим вас с новым порядком.


Авария


Разработанные Правила устанавливают регламент расследования аварий в сфере теплоснажения, за исключением ЧП, расследование которых регулируется законодательством РФ в областях электроэнергетики и промышленной безопасности.


Под аварийной ситуацией понимается нарушение технологии, приведшее к повреждению или разрушению сооружений, оборудования, полному или частичному прекращению подачи и потребления тепловой энергии.


Авария подлежит расследованию федеральным органом государственного энергетического надзора (его структурным подразделением), если:


- теплоснабжение потребителей было прекращено более, чем на 24 часа;


- были разрушены или повреждены объекты и оборудование, что привело к выходу из строя источника тепловой энергии и/или тепловых сетей на срок трое суток и более;


- были разрушены или повреждены сооружения, в которых находятся объекты, что привело к прекращению подачи тепловой энергии.


Аварии с не столь серьезными последствиями расследует собственники объектов, на которых они произошли.


При возникновении аварийной ситуации любого масштаба собственник или иной другой законный владелец объекта обязан:


- известить об аварии органы местного самоуправления, экстренные службы и уполномоченный орган энергонадзора;


- принять меры по защите жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также собственности третьих лиц от последствий аварии;


- принять меры по сохранению обстановки на момент аварии до начала расследования ее причин. В случаях, когда это невозможно – например, необходимо провести работы для ликвидации аварии, сохранения жизни и здоровья людей, - собственник обязан задокументировать обстановку (фотографированием, видео- и аудиозаписью, другими методами), обеспечить сохранность этих материалов;


- выполнить мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварийной ситуации;


- содействовать уполномоченному органу в расследовании причин аварии либо организовать такое расследование – в зависимости от масштабов последствий;


- принять меры по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварийной ситуации.


На передачу оперативной информации о крупной аварии (подлежащей расследованию федеральным органом) собственнику отводится 2 часа. В случае менее серьезной ситуации информация в уполномоченный орган должна быть передана в течение 8 часов c момента ЧП. Оперативная информация должна содержать:


- наименование собственника или иного законного владельца объекта, на котором произошла авария; наименование и местоположение этого объекта; дату и местное время ЧП;


- обстоятельства, при которых оно произошло: схемные, режимные, погодные;


- перечень отключившегося оборудования, основные технические параметры аварийного объекта (тепловая мощность, паропроизводительность);


- причину отключения, повреждения или перегрузки оборудования (при наличии таких данных);


- масштаб полного и/или частичного ограничения теплоснабжения в результате аварии с указанием категорий потребителей, количества жителей и населенных пунктов в зоне отключения, состава отключенного от теплоснабжения оборудования;


- хронологию ликвидации аварийной ситуации с указанием даты и местного времени – в том числе включения оборудования, отключившегося в результате ЧП и возобновления подачи тепла потребителям;


- сведения о последствиях аварийной ситуации.


Если последствия аварии относят ее к категории крупных, либо их масштаб невозможно определить, уполномоченный орган энергетического надзора принимает решение о расследовании причин ЧП в течение 24 часов с момента получения оперативной информации.


Расследование


Решение уполномоченного органа по расследованию причин аварии и создании для этого комиссии оформляется приказом. В состав комиссии включаются представители федеральных органов исполнительной власти, в чьем ведении находятся вопросы гражданской обороны и защиты населения от техногенных аварий, теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии вместе с электрической), муниципалитета и собственника объекта, на котором произошла авария. Также может быть включен представитель единой теплоснабжающей организации.


В интересах расследования комиссия вправе привлекать к своей работе сотрудников государственной жилищной инспекции, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, представителей потребителей, научных и экспертных организаций, заводов-изготовителей оборудования, а также организаций, выполнявших на объекте подрядные, проектные и конструкторские работы.


Расследование начинается сразу же после принятия решения уполномоченным органом и продолжается 20 календарных дней с этого момента. В случае необходимости срок расследования может быть увеличен, но не более, чем до 65 календарных дней.


Цель работы комиссии – установить причины и предпосылки возникновения аварийной ситуации, лиц, чье действие или бездействие привело к ЧП, а также выработать перечень мер по устранению причин и предотвращению аварийных ситуаций в будущем.


Прежде всего комиссия выясняет условия возникновения аварийной ситуации, в том числе:


- действия или бездействие теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей, следствием которых стала авария;


- соблюдение требований нормативных актов в области теплоснабжения, в том числе технологических регламентов;


- своевременность и полноту принятия мер по устранению последствий аварийной ситуации и дефектов оборудования, повышению его надежности, соблюдению сроков и качеству ремонтных работ, испытаний и профилактических осмотров, а также соблюдение технологической дисциплины во время ремонтов;


- соблюдение нормативных сроков восстановления подачи тепла потребителям.


Для выяснения причин аварии в ходе расследования производятся следующие необходимые действия:


- по возможности сохраняется обстановка, сложившаяся на момент аварийной ситуации;


- изымаются и передаются по акту записи регистрирующих приборов, оперативных переговоров, фотокопии оперативных журналов персонала, занятого в ликвидации аварии, иных необходимых документов;


- фиксируется послеаварийное состояние указателей положения защитных устройств и блокировок;


- собирается документация по техническому обслуживанию отказавшего (поврежденного) оборудования;


- собираются сведения о предаварийном состоянии положения защитных устройств и блокировок;


- собираются сведения о причинах вывода или избыточного ввода защитных устройств и блокировок в предаварийном режиме;


- осматривается и фотографируется место аварии, при необходимости применяется видеосъемка, составляется схема места происшествия;


- опрашиваются очевидцы ЧП, руководство и оперативный персонал организации, на объектах которой произошла авария. У опрошенных берутся письменные объяснения;


- выясняются обстоятельства, предшествовавшие возникновению аварийной ситуации, и причины их возникновения;


- выясняется характер нарушения технологических процессов и условий эксплуатации объектов, на которых произошла авария;


- оцениваются действия персонала и руководителей организации по предупреждению возникновения и предотвращению развития аварийной ситуации;


- проверяется соответствие действий оперативного персонала нормативным и техническим требованиям;


- выявляются нарушения установленных норм и правил эксплуатации объектов;


- проверяется соответствие объекта и (или) технологического процесса проектным решениям;


- проверяется соответствие использования оборудования объекта установленной области его применения;


- проверяется наличие и исправность средств защиты персонала;


- проверяется наличие технической документации по эксплуатации объекта, на котором произошла авария.


Перед обследованием объекта, на котором произошла авария, комиссия уведомляет собственников либо иных законных его владельцев. При этом выбирается способ, позволяющий подтвердить факт получения уведомления не позднее, чем за 3 часа до начала обследования. Комиссия запрашивает у собственников, федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления необходимые для расследования документы. Действия комиссии в ходе расследования оформляются протоколом, который подписывает председатель.


Выводы


Результаты расследования оформляются актом, в нем указываются учетные признаки аварийной ситуации, классификация видов оборудования и классификационные признаки организационных причин аварийной ситуации и технических причин повреждений оборудования. К акту прилагаются все материалы, полученные комиссией в ходе расследования.


Акт расследования составляется в двух экземплярах: для собственника объекта и уполномоченного органа, - и подписывается всеми членами комиссии. При несогласии отдельных ее членов с выводами их особое мнение прилагается к акту. Его копии в трехдневный срок после завершения расследования направляются всем членам комиссии, копии материалов расследования направляются по запросу.


Акт расследования подлежит хранению в уполномоченном органе в течение как минимум трех лет с момента его составления.


В случае, если последствия аварии незначительны, решения о расследовании причин принимает собственник объекта. Он создает комиссию, которая проводит расследование причин возникновения аварийной ситуации тем же порядком. Собственник также контролирует выполнение противоаварийных мероприятий, выработанных по итогам работы комиссии.


Не допускайте аварий, берегите себя.

Архив новостей