spasatel.info@gmail.com RUEN Карта сайта
Аварийно-спасательная служба №1 Аварийно-спасательная служба №1 Тел: +7 495 212-92-97

МЧС отменило регламент проверок: что изменилось

29 сентября 2022г.

МЧС отменило Административный регламент проверок в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Изменения закреплены приказом министерства № 736 от 24 июля 2022 года. 19 сентября приказ МЧС зарегистрирован в министерстве юстиции РФ.


Согласно документу, приказ МЧС от 14 июня 2016 года № 323 об утверждении регламента утратил силу. Также выведены из употребления пункты 1 приложений к приказам МЧС от 7 декабря 2016 года № 665 и от 5 февраля 2018 года № 36.


После отмены Административного регламента государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регулируется постановлением правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 1013 (с изменениями на 30 ноября 2021 года). Этим документом утверждено положение о государственном надзоре в сфере защиты от ЧС.


Предметом надзора является соблюдение организациями и гражданами, эксплуатирующими потенциально опасные объекты, госкорпорациями, создающими функциональные подразделения единой государственной системы предупреждения ЧС, обязательных требований, установленных федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и другими нормативными актами РФ.


Функция государственного надзора возложена на МЧС и его территориальные органы, специально уполномоченные решать вопросы гражданской обороны и задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Правом федерального государственного надзора обладают:


а) заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - главный государственный инспектор по пожарному надзору;


б) руководитель, его заместители и должностные лица структурного подразделения центрального аппарата МЧС, в чью сферу деятельности входит осуществление федерального государственного надзора;


в) руководители и заместители руководителей территориальных органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;


г) руководители, их заместители и должностные лица структурных подразделений территориальных органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;


д) руководители, их заместители и должностные лица территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений территориальных органов.


Указанные в подпунктах "б", "г" и "д" должностные лица являются инспекторами. При осуществлении государственного надзора они обязаны соблюдать законодательство РФ, своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, добиваться исполнения решений надзорных органов вплоть до подготовки предложений об обращении в суд для принудительного исполнения предписаний.


Инспектор обязан проводить контрольные мероприятия на законном основании только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. При проведении таких мероприятий не допускается неуважительное отношение к богослужениям, другим религиозным обрядам и церемониям, нельзя препятствовать их проведению и нарушать внутренние установления религиозных организаций.


При проведении контрольных мероприятий инспектор не должен препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ. Напротив, в обязанности инспектора входит предоставление контролируемым лицам и их представителям информации и документов, относящихся к предмету надзора – в том числе сведений о согласовании проведения мероприятия с органами прокуратуры (если такое предусмотрено законодательством)


В рамках контрольных мероприятий инспектор имеет право по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно посещать и осматривать здания, сооружения и территории объекта контроля; знакомиться со всеми документами, касающимися выполнения обязательных требований по безопасности - в том числе, в установленном порядке и с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну. Инспектор вправе требовать от руководителей и иных сотрудников контролируемых организаций письменных объяснений по фактам нарушения обязательных требований, предоставления документов для копирования, фото- и видеосъемки.


В случае непредоставления или несвоевременного предоставления запрошенных в ходе контрольного мероприятия документов и материалов, невозможности провести опрос руководителя или иного сотрудника объекта контроля, ограничения доступа в его помещения и на территорию, препятствий другим мерам контроля инспектор вправе составить акт. Он также уполномочен выдавать рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений, принимать решения об устранении выявленных нарушений. В случае, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность, он вправе обратиться за содействием в органы полиции.


При осуществлении государственного надзора инспектор не должен выходить за пределы полномочий органа, который представляет, а также проводить мероприятия и совершать действия, не предусмотренные решением органа, осуществляющего федеральный государственный надзор. Нельзя проводить контрольные мероприятия в отсутствие контролируемого лица. Исключение составляют случаи, когда мероприятие не требует взаимодействия с таким лицом, либо оно было надлежащим образом уведомлено, а оценка соблюдения обязательных требований к безопасности объекта может быть проведена в его отсутствие.


Инспектор не вправе требовать предоставления документов и информации, не относящихся к предмету контрольного мероприятия, равно как и документов, ранее уже предоставленных, либо имеющихся у иных государственных органов, органов местного самоуправления или подведомственных им организаций. Нельзя инспектору и распространять полученные в ходе надзора сведения, составляющие охраняемую законом тайну – за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.


Не допускается проведение контрольных мероприятий за счет контролируемых лиц и организаций, превышение установленных сроков этих мероприятий. Инспектор не должен препятствовать контролируемому лицу в ведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи мероприятия, если это не запрещено федеральными законами РФ и не препятствует контролю.


Объекты федерального государственного надзора по степени риска причинения вреда делятся на следующие категории:


- высокий риск;


- значительный риск;


- средний риск;


- низкий риск.


При наличии критериев, позволяющих отнести объект к разным категориям, используется более высокая.


Плановые контрольные мероприятия на объектах высоко риска проводятся раз в два года. На объектах значительного риска – раз в три года. Для категории среднего риска периодичность контрольных мероприятий – один раз в пять лет. На объектах с низким риском плановые контрольные мероприятия не проводятся.


В 2021 году Положение было дополнено новыми пунктами, касающимися оценки эффективности работы контрольного органа. Ключевым показателем здесь является относительный ущерб охраняемым законом ценностям, причиненный в рамках одной чрезвычайной ситуации, возникшей на объекте контролируемого лица при осуществлении им деятельности. Ключевой показатель рассчитывается по формуле, учитывающей материальный ущерб и количество чрезвычайных ситуаций за текущий год, их усредненные значения за 10 лет и количество погибших в ЧС. Целевым показателем работы контрольного органа является снижение значения ключевого показателя в текущем году на 1,4 процента по отношению к предыдущему году.


Для консультаций по проверкам МЧС вы всегда можете обратиться в Аварийно-спасательную Службу №1.

Архив новостей