spasatel.info@gmail.com RUEN Карта сайта
Аварийно-спасательная служба №1 Аварийно-спасательная служба №1 Тел: +7 495 212-92-97

Катайтесь с удовольствием

4 декабря 2021г.

Операторам


Собственник канатной дороги (КД) отвечает за ее содержание в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию, для чего организует необходимое обслуживание и ремонт, производственный контроль, техническое освидетельствование и экспертизу в установленные сроки. Дорога должна быть оснащена средствами безопасного доступа ко всем зонам технического обслуживания. Доступные персоналу части КД должны исключать скольжение, спотыкание и падение с них или на них. На элементах дороги наносятся четкие нестираемые надписи о видах заключенной в них опасности. В опасных местах устанавливаются предупреждающие знаки. Опоры КД нумеруются, начиная с нижней.


Устройства аварийной остановки необходимо разместить в доступных обслуживающему персоналу зонах. Система информирования пассажиров должна работать и при отключенном питании. На буксировочных подъемниках (например, для горнолыжников) система оповещения не требуется.


Максимальный продольный уклон рельсового пути не должен превышать 60 градусов. При этом предельный продольный наклон вагона – 11,5 градуса. При проектировании дороги необходимо предусмотреть зоны безопасности в пределах досягаемости рук пассажиров. При открытых окнах она составляет метр. Буксировочную дорожку необходимо расположить так, чтобы в случае длительной остановки подъемника или падения человека другие пассажиры могли самостоятельно и быстро покинуть зону подъема. Предельный уклон буксировочной дорожки не должен превышать 30 градусов, поперечный ее уклон не допускается. Минимальная ширина дорожки для одноместных КД составляет 2,5 метра, для двухместных – 5 м.


Если буксировочная дорожка расположена рядом с местом катания лыжников, она должна быть обозначена. Пересечение буксировочных дорожек и горнолыжных трасс на одном уровне запрещено. При параллельном прохождении двух буксировочных канатных дорог (БКД), их дорожки должны располагаться не менее, чем на 3,2 метра друг от друга. Минимальное расстояние от внешнего края БКД до построек и естественных препятствий – 2 метра.


При устройстве канатной дороги в лесу необходимо исключить падение и навал на нее деревьев. Просека под линией КД должна быть не меньше ее колеи с учетом поперечных колебаний канатов и подвижного состава. Все пересечения или сближения дороги с железнодорожными путями, автомобильными дорогами, линиями электропередач, реками и другими водоемами, устройство КД близ аэродромов должны быть согласованы на стадии проектирования. Не допускается размещение канатных дорог над школами и детскими садами.


Для седельных канатных дорог минимальное боковое расстояние между свободно висящим креслом и неподвижными элементами КД должно составлять не менее 0,8 метра от оси дороги и метра с внешней стороны. Если раскачивание кресла ограничено направляющими на станциях, безопасное расстояние со стороны оси может быть снижено до 0,6 м. Направляющие необходимо установить вне зоны досягаемости рукой, при продольном раскачивании подвижного состава они не должны повреждать канаты. Направляющие на станциях необходимо смонтировать таким образом, чтобы при продольных и поперечных колебаниях на 14 градусов кабинки не соприкасались.


Требования Ростехнадзора не распространяются на грузовые канатные дороги, аттракционы и паромы на канатной тяге (для них существуют свои нормы). Импортное оборудование подъемников должно соответствовать российским требованиям к промышленной безопасности и иметь документацию на русском языке.


Канатные дороги, введенные в эксплуатацию до 1 января 2021 года, подлежат проверке в следующих случаях:


- по истечении срока служба или достижении числа циклов/нагрузок, установленных производителем;


- при отсутствии в документах записей о сроке службы дороги КД, если фактический срок ее службы превышает 20 лет;


- после ремонта или восстановительных работ, связанных с изменением конструкции/материала несущих элементов дороги.


При отрицательном заключении экспертизы эксплуатация канатной дороги не допускается.


Пассажирам


Канатные дороги и фуникулеры относятся к объектам повышенной опасности, пользоваться ими нужно осторожно и аккуратно, ознакомившись предварительно с инструкцией, правилами безопасности и неукоснительно их выполняя. Общие положения таковы:


- нельзя высовывать из окон вагона руки и головы;


- во время подъема нельзя играть, раскачивать кабину или подвесное кресло, покидать их вне установленных зон, прикасаться к движущимся частям канатной дороги;


- если конструкцией подъемника предусмотрены сиденья и ремни безопасности на них, ими необходимо воспользоваться.


Собираясь прокатиться на горнолыжном подъемнике, соблюдайте очередь и подготовьте билет на склон. Лыжные палки надо взять в одну руку (их петли не должны быть надеты на руку), освободив другую для того, чтобы взяться за трос. Лыжи следует держать параллельно оси дороги. Во время подъема садиться на бугель-тарелку не следует, но можно на нее опереться. Также не надо виснуть и раскачиваться на бугеле – спокойно дождитесь подъема к верхней площадке. Резкие движения и подвижные игры во время подъема вообще нежелательны, так как могут привести к травмам пассажира и окружающих, а также к выходу оборудования из строя. При преждевременном отцеплении от бугеля необходимо как можно скорее освободить буксировочную дорожку, чтобы избежать наезда следующего лыжника. Тоже самое необходимо сделать по прибытии на верхнюю площадку КД.


Подъемник T-bar (в просторечии «швабра») комфортнее, но требует нежного обращения. Здесь также следует ознакомиться с инструкцией, занять очередь и подготовить посадочный талон. За любыми разъяснениями необходимо обращаться к персоналу дороги. Первая посадка на подъемник требует известной сноровки. Необходимо встать лицом к подъему, переложив палки в одну руку. Другой надо приладить подъехавший бугель себе под ягодицы и он потащит вас наверх.


Во время подъема нельзя садиться и наваливаться на бугель – это чревато падением. Важно сохранять равновесие – как говорят лыжники, «держать стойку». Вес должен быть равномерно распределен между ногами, колени чуть согнуты, корпус прямо. Заваливаться вперед или откидываться назад не стоит – можете упасть. Если это произошло, отползайте в сторону – за вами едет следующий спортсмен, надо освободить ему дорогу и уберечь себя от наезда лыжами или сноубордом. Кстати, сноубордисты при пользовании подъемником должны отстегнуть от снаряда одну ногу. При посадке на подъемник доска устанавливается параллельно ему, свободная нога стоит на снегу. Подъехавший бугель необходимо разместить в районе бедра. Выше специалисты не рекомендуют – опять же, можно потерять равновесие и упасть.


Самые требовательные в плане безопасности – кресельные подъемники, самые простые в использовании – трелеваторы, гибкие движущиеся дорожки. Вне зависимости от типа устройства, которым вы собираетесь воспользоваться, прочитайте инструкцию и ведите себя соответственно. При первом использовании нелишним будет обратиться за помощью к инструктору.


Помните, что канатные дороги — опасный

производственный объект. Аварийно-спасательная служба №1 имеет практический опыт обеспечения безопасности на канатных дорогах и вы всегда можете обратиться в нашу организацию.

Архив новостей