spasatel.info@gmail.com RUEN Карта сайта
Аварийно-спасательная служба №1 Аварийно-спасательная служба №1 Тел: +7 495 212-92-97

Наденьте жилеты: правила безопасности на воде

15 мая 2021г.

Сначала о новшествах. Основные положения Правил остались прежними: к маломерным судам относятся плавсредства длиной до 20 метров, способные перевозить не более 12 человек и применяемые в некоммерческих целях. Самые маленькие суденышки: массой до 200 килограммов, с двигателем мощностью до 8 КВТ, а также спортивные парусники длиной до 9 метров, - регистрации не подлежат. И здесь первое изменение – теперь управлять такими «маломерами» можно без удостоверения. Тем не менее их владельцы обязаны соблюдать Правила вне зависимости от того, используют они для движения весла или мотор.


На любом судне должны присутствовать спасательные средства: жилеты и круги, - соответствующие массе, размерам и количеству пассажиров. При движении на гидроциклах, маленьких лодках длиной до 4 метров, во время шлюзования или в акватории порта жилеты должны быть надеты. Также обязательно их ношение для детей до 12 лет, когда те находятся на палубе.


В новых Правилах подробно перечислены неисправности, с которыми запрещается эксплуатация маломерного судна. К ним относятся неработающие швартовные устройства – в случае, если они не способны удерживать на стоянке, - отсутствие или разгерметизация предусмотренных конструкцией блоков плавучести и воздушных ящиков, утечка топлива, отсутствие или неисправность спасательных средств. Если катер или лодку с подобным недостатком встретят на воде, инспекторы ГИМС имеют право отправить их на специализированную стоянку и наложить на владельца крупный штраф.


Кто на судне хозяин


Один из основных законов судовождения: на любом плавсредстве – даже на водном велосипеде, - должен быть капитан. Это самый опытный моряк из присутствующих, причем трезвый – управление маломерными судами в состоянии опьянения запрещено. Капитан управляет судном, руководит действиями пассажиров и экипажа, отвечает за их безопасность, все его распоряжения должны выполняться беспрекословно.


При посадке на судно нужно оптимально распределить груз и пассажиров: максимально низко и равномерно на оба борта, чтобы не нарушать остойчивости. Надо также следить, чтобы общий вес на борту не превышал возможностей, указанных в паспорте плавсредства. Размещаться в лодке надо без спешки, заходить в нее по одному, прыгать в судно с причала запрещается. Отчалив, надо быть особенно внимательным и осторожным – по статистике, большинство происшествий случается при отходе от берега и приближении к нему.


Во время плавания нельзя вставать на борта и сиденья, ходить по судну (если оно небольшое), свешиваться за борт и пересаживаться в другое плавсредство. Присутствие на маломерном судне детей до 16 лет допускается только в сопровождении взрослых. Нельзя пускаться в плавание в условиях плохой видимости – например, в тумане, - и ночью. Во-первых, можно угодить под крупное судно, вахтенный с которого может не заметить препятствие, во-вторых, без ориентиров легко заблудиться, налететь на препятствие самому или не найти обратную дорогу.


Еще маломерным судам – особенно безмоторным, - не стоит даже днем выходить на судовой фарватер и стремнину. Даже исправным и должным образом укомплектованным катерам и лодкам запрещено подходить к большим судам, плотинам и шлюзам, действующим земснарядам, останавливаться под мостами. Прогулочные лодки с отдыхающими не должны отдаляться от берега дальше 20 метров. При ветре скоростью более 10 метров в секунду (на мелководных водоемах – свыше 15 м/с) спасатели не рекомендуют пускаться в плавание. На воде ситуация с погодой меняется очень быстро, поэтому при первых же признаках ненастья следует быстро направляться в сторону берега. При сильном ветре и волнении нос лодки или катера надо направить к волне – боковая качка вместе со шквалами способны опрокинуть легкое суденышко. Если это все-таки случилось, оказавшимся в воде людям надо оставаться у плавсредства, держась за борта или спасательные круги, и ждать прибытия помощи.


Если за бортом оказалась не вся команда, а один или несколько пассажиров, следует по возможности подать сигнал «Человек за бортом» (три гудка продолжительностью 4-6 секунд каждый, на худой конец крик) – это привлечет внимание других судов и ускорит прибытие помощи. Оказавшегося в воде надо втаскивать обратно на борт с кормы: с носа это делать попросту неудобно, а поднимая человека через борт, можно опрокинуть всю лодку. И всегда следует помнить, что нарушение Правил использования маломерных судов – одна из пяти основных причин смертей на водоемах. Соблюдайте правила и будьте здоровы.


Купайтесь правильно


Среди других распространенных причин трагедий на воде – водное лихачество – особенно в нетрезвом виде, - купание в местах, для этого не предназначенных, и происшествия с людьми, которые не умеют плавать. Тонет человек совсем не так, как показывают в кино – часто он даже не успевает осознать, что происходит, и позвать на помощь. Если вы видите, что рядом с вами купальщик не поднимает лицо над поверхностью, конвульсивно отталкивается руками от воды и не отвечает на оклики – он явно в опасности, действовать надо решительно и быстро. Для начала оповестите окружающих криком «Человек тонет!», попросите вызвать спасателей и скорую помощь. Далее бросьте попавшему в беду спасательный круг, веревку, кусок дерева или пенопласта – любой предмет, который поможет ему удержаться на поверхности. Если бедолага сохраняет самообладание и уцепился за брошенный предмет – задача упрощается, его остается вытащить и обогреть. Но так бывает далеко не всегда – в борьбе за жизнь сознание отключается и тело действует самостоятельно. И тут надо оценить расстояние до места ЧП и свои силы. Если уверены, что справитесь – прыгайте в воду и плывите на выручку. Если нет – лучше уступить эту миссию более опытному спасателю, чтобы самому не оказаться в роли жертвы.


Подплыв к тонущему, надо его окликнуть. Если ответил и взгляд осмысленный – подставляйте плечо и буксируйте его к берегу. Когда же бедолага не владеет собой, подберитесь к нему сзади, возьмите за волосы или шею и тащите на сушу. Там пострадавшего необходимо освободить от воды, оказавшейся в желудке и легких. Для этого спасенного кладут животом на колено спасателя и слегка надавливают. В случае, если ситуация серьезная: человек не дышит, зрачок не реагирует на свет, - необходимо заняться реанимацией всерьез, применяя искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.


Нередко человек начинает тонуть – особенно, в холодной воде, - из-за сведенных судорогой мышц. На этот случай опытные пловцы прикалывают к плавкам булавку. Ее укол помогает на время снять спазм и добраться до берега. Другой прием – нужно нырнуть, взяться рукой за пальцы сведенной ноги и потянуть их на себя. Если ничего не помогает – выныривайте и зовите на помощь.


Будьте осторожны, берегите себя.

Архив новостей