spasatel.info@gmail.com RUEN Карта сайта
Аварийно-спасательная служба №1 Аварийно-спасательная служба №1 Тел: +7 495 212-92-97

Лед сверху, лед снизу: как избежать травм в конце зимы

1 марта 2022г.

Туда не ходи, сюда не смотри


Вообще-то сосулек на крышах быть не должно. Это опасные образования, угрожающие жизни и здоровью населения, поэтому должны своевременно убираться силами управляющих компаний и других операторов недвижимости. Как появляются сосульки при суточных переходах из минуса в плюс и обратно, описано выше, если же наледь возникает на карнизах при устойчивом морозе – это явный признак того, что с теплоизоляцией кровли не все в порядке. Теплый воздух просачивается с чердака, подтапливает снег и получившийся «сталактит» может вытянуться на несколько этажей. Попасть под него не пожелаем никому. Причиной образования сосулек может стать и забитый листьями и мусором водосток – не найдя цивилизованного пути, талая вода сочится через край водосточного желоба. После ночного морозца там образуется ледяной водопад, живописный и опасный. Самое «лавиноопасное» время – после оттепелей и снегопадов.


Следить за тем, чтобы на крышах не образовывались наледь и сосульки, должны УК. Но контроль и помощь со стороны граждан не помешают. Заметив свесившуюся с карниза глыбу льда, сообщите об этом коммунальщикам – они обязаны принять меры. Нелишним будет позвонить также в МЧС и прокуратуру – там знают способы придать управляющим компаниям больше рвения. Кстати, коммунальщики обязаны не только своевременно убирать опасные предметы с кровель, но и обозначать возможные места их падения «аварийными» полосатыми лентами и текстовыми предупреждениями. Заходить в огороженные зоны или оставлять в них автомобили – верх неблагоразумия. В таких случаях ответственность за последствия ложится на граждан.


В «лавиноопасный» период февраля-марта лучше вообще на оставлять машины рядом с домами, а во время пеших прогулок надо внимательно оглядывать карнизы, под которыми предстоит пройти. При малейших сомнениях лучше обойти подозрительный дом стороной. Еще одним признаком скопившегося на крыше льда могут служить лужи и наледь на тротуарах – там, куда стекает талая вода с карнизов. Их тем более стоит обходить – мало того, что может прилететь лед сверху, так еще есть вероятность поскользнуться и упасть. Если у дома есть следы упавшего с крыши льда – весьма возможно, что он был не последний и ожидаются новые сходы. Так что и такие места лучше обойти.


- Услышав во время движения вдоль здания шум наверху, не надо останавливаться, задирать голову и пытаться рассмотреть, что там происходит. Бежать от дома тоже не стоит. Самое безопасное – прижаться к стене. Карниз выступает над ней минимум на метр, образуя безопасную зону, - советуют спасатели.


Сход на людей снега и льда с крыш чреваты черепно-мозговыми травмами, переломами плечевого пояса и конечностей, позвоночника и сильным стрессом. Если на ваших глазах с кем-то произошла подобная неприятность, первое, что надо сделать – удалить пострадавшего из опасной зоны. Лавина может быть не последняя, а у лежащего человека площадь поражения больше. Поэтому помогаем бедолаге подняться на ноги и провожаем в безопасное место. Если человек встать не может, зовем на помощь прохожих и уносим его. Внимание! При малейшем подозрении на травму позвоночника перемещать пострадавшего следует с особенной осторожностью. Его нужно уложить на ровную твердую поверхность – например, на доски, вытащить из опасного места и оставить лежать до прибытия медиков. Чтобы человек не замерз, укройте его одеялом или теплой одеждой. Поскольку кроме травм, тут еще и сильный стресс, не оставляйте пострадавшего одного. Вызовите скорую помощь, а затем разговаривайте с ним: можно расспросить о самочувствии, вместе поругаться на коммунальщиков, оказать первую помощь.


Кстати, о коммунальщиках. Материальная компенсация за нанесенный здоровью ущерб – слабое утешение оказавшемуся на больничной койке. Но это лучше, чем ничего. Тем более, что выплатив раз-другой по сотне тысяч рублей за травмы, УК, возможно, задумаются о том, что хорошо работать выходит дешевле. Поэтому даже если травмы оказались нетяжелыми, надо обратиться в травмпункт, чтобы зафиксировать их документально. То же самое касается автомобилистов: после того, как машина пострадала от упавшего с крыши льда (и при этом не находилась в обозначенной опасной зоне) – вызывайте ГИБДД, оформляйте ДТП и подавайте в суд на оператора здания, с которого на вас свалилась неприятность.


Бездна под ногами


Переход замерзших водоемов и в разгар зимы считается опасным делом – МЧС рекомендует форсировать водные преграды только по оборудованным переправам. Что говорить про конец февраля и начало марта, когда во многих регионах страны лед на реках и озерах становится тонким, рыхлым и очень коварным.


- Лучше всего сейчас вообще не выходить на лед. Если идти надо – внимательно осмотрите предстоящий маршрут с берега. Самый опасные льды - мутный белый или желтый, а также темный – в солнечный день он впитывает больше тепла и охотно тает, - рассказали спасатели. Прочный панцирь должен быть прозрачным, синего и зеленого цвета. Еще один признак того, что переправа безопасна – протоптанная по ней тропинка. Напротив, самые опасные места находится на стремнине, у торчащих из воды столбов, свай и деревьев – там лед нарастает медленнее всего и быстрее тает. А точки сброса сточных вод, бывает, не замерзают вовсе в самую лютую зиму. Понятное дело, такие места следует обходить. Убедитесь также, что на вашем маршруте нет трещин, полыней и луж. Нельзя выходить на лед в условиях плохой видимости, в темноте и тумане, когда все перечисленные выше опасности не разглядишь. Также запрещено ходить по воде пьяным – у нетрезвого человека скорость реакции сильно замедленна. В нештатной ситуации пьяный не успевает сориентироваться, проваливается и тонет.


- Весьма распространенный сценарий провала сквозь на льду – провал после попытки проверить его прочность ударом ногой, - рассказали в МЧС. Испытывать лед на прочность можно и нужно, но по-другому – палкой и не под, а перед собой. Если затрещало, показалась вода или вы почувствовали колебания покрова - быстро ложитесь на лед и ползите назад тем же путем, каким пришли.


При ледовом переходе группой необходимо соблюдать дистанцию в 4-5 метров, самый опытный должен идти впереди. Рюкзак надо повесить на одну лямку, чтобы при необходимости быстро сбросить. Лыжникам следует с той же целью расстегнуть крепления ботинок. Кстати, на лыжах пересекать замерзший водоем безопаснее, чем пешком – давление на лед меньше. Пешком тоже лучше идти по-лыжному – скользящим шагом, не отрывая ног от поверхности. Опытные люди берут с собой на лед веревку с петлей на конце – бросить провалившемуся, и шило – воткнуть в скользкую мокрую кромку, если угодил в полынью сам.


Первое, что должен сделать провалившийся под лед – успокоиться. Да, ситуация экстренная и есть угроза утонуть. Но если паниковать и действовать необдуманно, что шансы погибнуть резко возрастают. С другой стороны, даже в самой холодной воде у человека есть минимум 10 минут для активных действий по собственному спасению. Последствия переохлаждения организма начнут сказываться позднее. Поэтому делаем несколько глубоких вдохов (самый простой и действенный способ успокоиться) и начинаем работать над возвращением себя на сушу.


Для начала есть смысл крикнуть: «Тону!» и «Помогите!» - много усилий это не потребует, а выбираться из воды с посторонней помощью намного легче. Если вы услышали такой крик, первым делом вызовите спасателей, затем оцените обстановку. Не стоит сразу кидаться к полынье – так можно лишь увеличить число тонущих. Найдите длинную палку, лыжу, веревку, осторожно (лучше ползком) подберитесь к провалу и протяните свое спасательное приспособление пострадавшему. Когда он ухватится за него – тяните. Если спасать тонущего готовы несколько человек, лучше всего им улечься на лед цепочкой, придерживая друг друга за ноги. И тянуть всем вместе.


Если беда происходит с вами, а на водоеме есть течение, надо сделать так, чтобы оно не затянуло вас под лед. Для этого расположитесь на спине так, чтобы ноги оказались ниже по течению, а раскинутыми руками ухватитесь за края полыньи. Далее рывками, помогая себе ногами, попытайтесь выбраться на лед в ту сторону, откуда пришли. Получилось – замечательно, перекатывайтесь или ползите в сторону от полыньи. Через несколько метров надо встать на ноги и быстро идти в тепло. Не вышло- не отчаивайтесь и продолжайте попытки. Можно перевернуться на живот и налечь на лед грудью. Если кромка выдержала нагрузку, попытайтесь забросить на лед ноги одну за другой. Если лед тонкий, можно ломать его грудью и двигаться к берегу – вскоре либо лед станет прочнее и на него можно будет выбраться, либо под ногами появится дно.


Провалившийся автомобиль надо покидать, пока он держится на поверхности. Открывать двери при этом не стоит – машина моментально наполнится водой и утонет. Откройте окна и выбирайтесь через них. Если автомобиль погрузился, снимите с себя тяжелые вещи, сделайте несколько глубоких вдохов и, задержав дыхание, выбирайтесь наружу. Если с вами в салоне находятся дети, в первую очередь спасайте их. Прижмите ребенка спиной к своей груди, рукой зажмите ему нос, рот и всплывайте.


Извлеченного из полыньи человека необходимо как можно быстрее доставить в теплое помещение, снять с него мокрую одежду, аккуратно растереть тело до покраснения руками, сукном или шерстяной тканью – их можно смочить водкой или спиртом. Затем пострадавшего нужно переодеть в сухое и напоить горячим чаем.


- Давать пострадавшему алкоголь нельзя! После купания в ледяной воде это может вызвать остановку сердца и летальный исход, - предупредили медики.


Будьте осторожны, берегите себя.

Архив новостей