spasatel.info@gmail.com RUEN Карта сайта
Аварийно-спасательная служба №1 Аварийно-спасательная служба №1 Тел: +7 495 212-92-97

Локализация разливов нефти и нефтепродуктов

4 октября 2012г.

Локализация разливов нефти и нефтепродуктов с помощью боновЕсли на акватории порта разлили нефть, сразу же нужно принимать меры по ликвидации при помощи различных средств, таких как боновые заграждения на минимально возможной площади и предотвратить распространение нефтяного пятна по территории всей акватории, под пирсы, навесные причалы и другие места, труднодоступные для очистки.

Если нефть разлилась с судна, которое стоит у причала, боновое заграждение необходимо установить с внешней стороны судна, а концы заграждений прикрепить к причалу у носа и кормы судна, разлившего нефть.

Если нефть разлилась с судна, стоящего у свайного пирса и на рейде, боновое заграждение устанавливается с подветренной стороны по дуге с обхватом кормовой и носовой частей этого судна или вокруг судна.
Если установка боновых заграждений делается вокруг судна, между бонами и бортом нужно предусмотреть приспособления, которые исключают плотное прилегание всех бонов к бортам судна (буйки, распорки, плавающие на воде).

Участки портов, где есть постоянная угроза разлива нефти, и участки на акваториях портов, где разлив нефти нанесет большой ущерб, лучше защищать стационарными боновыми заграждениями или применяя другие способы борьбы с разливами нефти.

Чтобы нефть не растеклась на большие площади, при разливах на акваториях портов перед установкой боновых заграждений и во время их установки необходимо использовать струи пожарных стволов, направляя их на поверхность воды на расстояние примерно один метр от границы нефтяного пятна. Это устранит растекание и разбрызгивание нефти.
Боновые заграждения, установленные для локализации нефти, должны удерживаться от дальнейшего сноса их течением и ветром креплением к берегу или причалу, катерами, постановкой на якорь. За ними нужно постоянно наблюдать на протяжении всего периода ликвидации разлива нефти, а также принимать меры против возможного их повреждения проходящими судами, плавающим мусором и нефтемусоросборщиками.

Суда, плывущие возле установленных боновых заграждений, должны снизить свою скорость до определенного безопасного предела, а также принять все возможные меры против их повреждения. Это обязательно должен указать капитан порта.

Если на акватории порта есть значительное течение, которое исключает локализацию нефтяного пятна на открытой поверхности, нужно установить оперативные боновые заграждения так, чтобы отвести разлитую нефть на участки с меньшей скоростью течения. Боновые заграждения необходимо устанавливать так, чтобы они были под острым углом к направлению течения. Отметим, что при локализации разливов нефти, боновые заграждения лучше устанавливать по таким вариантам:

— шевронный (боновые заграждения от оси реки отводятся симметрично на оба берега);

— каскадный (боновые заграждения от оси реки отводятся только на один берег. Если наблюдается большая скорость течения, необходимо последовательно установить несколько заграждений);

— диагональный (установка заграждения через реку от одного берега к другому).


Если скорость перемещения нефтяного поля Vn превышает 0,25 м/с, боновое заграждение лучше установить под углом к направлению перемещения нефтяного пятна так, чтобы нормальная составляющая VH скорости Vn была не больше 0,25 м/с (табл. 2.7 и рис. 2.10).
Если произошел разлив нефти из поврежденного танкера или рядом с буровой платформой при большом течении, судно ставят на якорь вдали от судового хода, поврежденным бортом в сторону берега. Судно лучше ставить возле берега, так как там относительно небольшая скорость течения. После этого делают боновое заграждение.

Обычно на акваториях портов оперативные боновые заграждения крепятся к специальным буям, которые устанавливаются на якорях (рис. 2.11). Также необходимо учитывать, что:

— на акваториях портов для крепления боновых заграждений применяются якоря, маса которых составляет 10-15 кг: легкие по ГОСТ 25496-82;
— адмиралтейские якоря по ГОСТ 760-74;
— якоря Матросова по ГОСТ 8497-78;

— для соединения буя и якоря используются капроновые канаты с длиной окружности 40 мм (диаметр 13 мм) по ГОСТ 10293- 77. Длина каната должна быть не меньше наибольшей глубины на всей акватории порта. Чтобы увеличить удерживающую способность якоря, между ним и канатом устанавливается отрезок цепи калибром 9 по ГОСТ 7070-75 или ГОСТ 228-79, длина - 2-4м;

— буи для крепления боновых заграждений красят в яркую окраску, которая легко различима и достаточно заметна. Буи снабжаются сигнальными огнями, а также радарными отражателями, чтобы даже при плохой видимости за ними можно было наблюдать.

Крепление боновых заграждений к причалу делают обычно так, чтобы обеспечить минимально возможный зазор между концевой секцией заграждения и самим причалом. В конструкции крепления обязательно нужно учитывать изменение уровня воды при приливах, отливах и волнениях. Крепления к причалам располагается только под водой.
При креплении концов боновых заграждений к корпусам судов необходимо использовать магнитные прихваты.


Доставку боновых заграждений к месту, где проводят локализацию разлива нефти, осуществляют буксировкой или на катерах. При буксировке по акватории применяются не тонущие синтетические канаты.
Если боновые заграждения доставили к месту разлива нефти на катерах, их спуск на воду производится на расстоянии примерно 100-150 м от разлива нефти на чистой воде. Спуск делается с кормы при движении катера вперед против течения и ветра на самой малой скорости.
Нельзя допускать спуск на воду больших секций боновых заграждений в сложенном или свернутом виде, а также в пакетах.

Материал Профессионального Аварийно-спасательного формирования и его ЛАРН подразделения.
Аварийно-спасательная служба Москвы оказывает широкий спектр услуг по организации спасательных работ, а также по стационарному наблюдению за аварийно-опасными объектами производства. Связаться с нами можно при помощи страницы Контакты.

Телефоны для быстрой связи:

Москва: +7 (495) 518-47-27

Санкт-Петербург: +7 (812) 996-75-72

Рекомендуем к прочтению:
План ликвидации разливов нефти (ПЛАРН) для территориальных подсистем РСЧС

Методы ликвидации разливов сырой нефти и нефтепродуктов

Предупреждение аварийных ситуаций на нефтепроводах

Архив новостей